Консультация для родителей «Роль сюжетно – ролевой
игры в развитии детей дошкольного возраста»
«Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра — это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(Сухомлинский В. А)
Дошкольное детство – это самый важный период становления личности. В эти годы
ребёнок получает первоначальные знания об окружающей жизни, у него
сформировываются определённые отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки
и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной
вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные
и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре
формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные
изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой
стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими
детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в
ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре
ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо
оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Для
осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и
разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на
себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет
другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты,
тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с
действительностью.
Сюжетно-ролевые игры позволяют ребёнку уточнить, углубить, расширить свои
знания, развить себя как личность и приобрести первый опыт разнообразного
взаимодействия с окружающими его людьми, как с взрослыми, так и со своими
сверстниками. Совместный труд воспитателей и родителей закрепляет положительные
основы для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.
Таким
образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему
развитию ребёнка дошкольного возраста.
С помощью
ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он их
познает, зависит от родителей в целом. И особенную роль играет в этом отец,
способный стать полноценным участником игры, умеющий передавать свой житейский
опыт и воспитывать нравственность в простой форме. Уверены все они вам в тот
или иной момент встречались, но вы возможно почему-то про них забыли. Ведь
исторически ролевые игры были самыми первыми играми! Они появились, вероятно,
еще в древнем мире, из-за необходимости общения и понимая детьми взрослых.
На
вопрос, сколько времени стоит играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры,
психологи ответят: «столько, сколько ему нужно». Не нужно думать, что над вами
издеваются, психолог прав: каждый ребенок индивидуален. Нет готовых положений о
том, сколько и в какое время, до или после еды играть с ребенком. Однако
нетрудно понять в какой момент ребенок наигрался, а когда не доиграл и только
потом уже делать вывод: стоит изменять ситуацию в игре или нет.
Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный
комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту
детьми (очень часто таким детям легче подружиться с младшими и
почувствовать в себе силу и уверенность на их фоне). А главное помните, эта
проблема разрешима, начинайте раньше её решать, вам же легче будет в будущем.
Несколько советов родителям:
• Ребенок
стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него
источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, сообщайте
ему не только что-то новое для него, но и новое об уже известном, освоенном.
(например, ребенок уже знает что в кастрюле варят суп, а новым для него станет,
что его нужно помешивать, чтобы он не выкипел.)
• После прогулки,
предложите малышу отразить в рисунке свои впечатления об увиденном, и Вы
увидите с каким удовольствием ребенок будет рисовать.
• Интересуйтесь
играми малыша. Если ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, не заботится
о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения.
Помогите ребёнку, покажите новые игровые действия (нагрузить в машинку кубики,
затем довезти их до места и разгрузить машину; как ухаживать за куклой, что
можно делать с новыми игрушками и т. д.)
• Во время игры
спрашивайте ребенка, во что он играет, обращайте внимание, какие роли ему
интересны: мамы, дочки, повара, шоферы и другие. Помогайте ему советом,
поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала
ребенка.
• Показывайте
ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки, например, к зданию театра,
к спорткомплексу, к различным памятникам, к реке и т. д. Все увиденное вокруг
обогатит его впечатления, эмоции, знания.
• Ребенку
необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой,
устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного
отдыха. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст
возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.
Сюжетно -
ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют
собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной
находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять
инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Очень
часто мы, родители, забываем, что это наши дети и именно нам с ними, а не
развлекательным центрам и современным гаджетам, нужно играть. Так давайте
проводить больше времени с детьми, играть с ними, и не забывать о важности
сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий