Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные
задачи: Продолжать
приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,
приметы, поговорки и русские народные игры. Познакомить детей с
хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности
поведения). Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о
перелетных птицах
Воспитательные
задачи: Воспитывать
эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство
удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату. Воспитывать
дружелюбие.
Интеграция
образовательных областей:
Речевое
развитие:
Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных
высказываний. Упражнять детей в звукоподражании. Вводить в активный словарь
детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна- красна».
Социально-
коммуникативное развитие: Знакомить детей с русской народной игрой «Жаворонки в
гнездах», старо- русским обычаем- водить хоровод.
Познавательное
развитие: Расширять
представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о
чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
Физическое
развитие: Формирование
правильной осанки, умения осознанно выполнять движения предложенное
воспитателем.
Методические
приемы:
Словесный: беседа,
использование словесно- художественного образа, пояснение, художественное
слово, вопросы, напоминание,
Наглядный: визуализация с помощью компьютера
(показ, рассматривание, игровой
Словарная
работа: Веснянка,
кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна- красна»,
приметы весны, традиции народа.
Индивидуальная
работа: эмоциональный
настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Материал и
оборудование:
демонстрационный- слайдовая презентация.
Аппаратное и
программное обеспечение: экран, ноутбук, запись народных мелодий.
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, нашу встречу начнем
с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и
скажите слова:
«Здравствуй,
Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все
мои друзья!»
(Дети повторяют
за воспитателем)
Воспитатель: Проходите на стульчики, садитесь удобно.
Посидим рядком, да
поговорим ладком!
Я хочу вам
рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции
русского народа.
Ребята, о
каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) - капельник и зима
заплакала»? (ответ детей – о месяце марте)
Почему он
капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с
островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает
ранняя весна. Слайд 1и 2
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков
пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на
улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и
овес!
А теперь убирайся
на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти
до следующего года, споем весеннюю закличку:
Весна, весна,
весенний денек,
Весенний денек,
где зарождается?
В долинах, оврагах
зарождается,
Меж двух гор весна
появляется!
На Руси всегда
очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне.
Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с
доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну
закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда
это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и
начинают петь по-весеннему.
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна
долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные
гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Весна, весна
проснись ото сна!
А ты, зима, ступай
за моря!
Пусть зима уходит
в прок!
Весну пустим на
порог!
Весна! Весна
красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Весна, приди,
три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!
Весна-весна,
Приходи красна,
Пусть птицы лётные,
Быстрокрылые, перелётные,
Поторопят тепло,
Лето жаркое,
Унесут от нас
Зиму лютую.
Пускай весна
придет скорей,
Мы соскучились по ней.
Станет солнышко добрее,
Дни – светлее и длиннее.
Солнышко, выгляни,
красное высвяти!
К нам на праздник
приходи, да весну разбуди!
Солнышко согрело
землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
ИГРА «Ручеек»
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Но, тем не
менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими.
Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
22 марта -
этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем,
когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине
темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают
прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
А чтобы птицы
прилетели быстрее покличьте их
Дети произносят
заклички:
Жаворонки,
прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
***
Жаворонушки,
прилетите,
Красавицу весну
принесите.
Принесите весну на
своём хвосту,
На сохе, на
бороне, на овсяном снопе.
***
Ты птица –
жаворонок,
Твой голос тонок –
звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в
подоле.
***
Жаворонки,
жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
-Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
***
Жаворонки,
жавороночки!
Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко!
И вот уже
из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие:(Загадки о
перелётных птицах) СЛАЙД 3,4,5
– Мы построили
вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
– Всех перелетных
птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач).
– В лесу ночном
горюет птица,
Она назвать себя боится.
Ку-ку… Ку-ку…Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
В русском
народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У
русских существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок
разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
БОЛЬШЕ ВСЕГО
ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ
ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА. СЛАЙД 6
Слушание
аудиозаписи (П.
И. Чайковский « Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на
земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с
вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»
(воспитатель
кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
Запомните какого
цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из
гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте
внимательны.
«В наших домиках
будет веселье,
У крылатых жильцов
новоселье».
Игра «Жаворонки
в гнездах»
Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не
потерялись.
Проходите на
стульчики. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.
В этот день мамы
рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек.
Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи.
Дети выкладывали
птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.
СЛАЙД
7,8,9,10,11
Для гостей
В небе жаворонок
пел
Колокольчиком
звенел
Порезвился в
тишине
Спрятал песенку в
траве.
«Тот кто песенку
найдет, будет счастлив целый год».
Комментариев нет:
Отправить комментарий