понедельник, 21 февраля 2022 г.

ООД в средней группе " Природа родного края"с элементами краеведения

 Программное содержание:

РасшЗадачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.


Образовательные:

1. Формировать знания об истории возникновения казачества.

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Материалы: презентация, разрезные картинки, ёмкость с водой, кусочки камня и дерева, крупы, клей, силуэты животных, клеёнки, кисточки, салфетки.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, показ слайдов, наблюдения на прогулке.

 

 

 

 

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Мы рады видеть вас на нашем занятии. Давайте поздороваемся с гостями и улыбнёмся им.

Воспитатель: Словно крыша над землёю голубые небеса А над крышей голубою - горы, реки и леса И дома, машины, лодки И поляны, и цветы, и конечно, я и ты!

Воспитатель: Дети, у каждого жителя Земли есть своя Родина. Что такое Родина?

Воспитатель- Мы много знаем о нашей необъятной Родине, о стране, в котором мы живем.

-Как называется наша страна (Россия)

-Столица нашей родины (Москва)

-Как называется наш край(Ставропольский)

-Как называется наш район ( Курской)

Воспитатель: В каком населённом пункте мы живем?

Вы, ребята, ответили правильно на все вопросы, но есть еще такое понятие, как "малая Родина". Как вы думаете, что такое малая родина?

Дети отвечают .Воспитатель подводит итог.

Малая Родина-это место, где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны

Дети: ст Галюгаевская

Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок.

Давайте, вспомним пословицы.

Дети называют пословицы и поговорки о Родине

Всякому мила родная сторона.

Где кто родился там и пригодится.

Дома и стены помогают.

Своя земля и горсти мила.

Родная землица и во сне снится.

(Звучит казачья песня)

Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни? (казачьи)

(звучит казачья  песня « За лесом солнце просияло»

(Дети: казачьи)

СЛАЙД – (Казака и казачки)

В старые добрые времена тут поселялись вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Мужчины – казаки, а женщины – казачки Поселившись, казаки жили все в дружбе и любви. А вы знаете, чему учили детей в казачьих семьях?

(Ответы детей).


Воспитатель-  учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали папам в поле, водили скот, а девочки помогали мамам. Кормили домашних птиц, животных, нянчили младших детей, ткали пряди, шили, вязали одежду и готовили еду

Понравилось им это место, и начали жить здесь.

Наша станица расположена на берегу реки Терек. Свое название она получила  от слова « Калюга», то есть озеро, которое  образовалось от старого русла реки. Станица Галюгаевская с 3-х сторон  окружена рекой Терек и лесами.

Воспитатель: А что такое лес? Что там растёт?

Дети: Лес- это много деревьев, кустарников, трав, цветов, грибов.

Воспитатель: А вы были у нас в  лесу?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня я вас, ребята, приглашаю совершить экскурсию в наш лес. Но прежде чем мы пойдём, давайте повторим правила поведения в лесу.

(показ слайдов с правилами поведения в природе)

(картинки)

- Правило № 1.- Осторожно, не шуметь! В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает животных.

- Правило № 2.Нельзя мусорить в лесу. Надо весь мусор собрать в пакет, мусор унести.

- Правило № 3.Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить.

- Правило № 4. Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них - родной дом.

.Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

. Нельзя ломать деревья и вырезать надписи на деревьях.

Воспитатель: Теперь вы знаете, как нужно вести себя в лесу.

Воспитатель: Отправляемся в лес.

 (под звуки леса дети двигаются по залу)

 

Поднимайте ноги выше, Через кустики и кочки через ветки и пенёчки!

 

Воспитатель: Ну вот мы и пришли в лес. Здесь мы, с вами, гости и поэтому должны соблюдать правила поведения.

 

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, кто же живёт в нашем лесу. Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать.

- Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, всем известная вам птичка, А зовут меня…….(Синичка) (слайд № 5)

- Прилетела на базар, Громко всем сказала : «Кар!» Пусть я в школе не учёна Но умна, ведь я ……(Ворона) (слайд №6)

- Ну, а это что за птица? Не ворона, не синица Примостилась на суку Раздалось вокруг: «Ку-ку»……(Кукушка) (слайд № 7)

- У неё глаза большие И большая голова Спят все жители лесные, Лишь охотится…..(Сова) (слайд № 8)

- Лес очистить от жучков Проще пары пустячков Леса друг – приятель Пёстрый, острый…..(Дятел) (слайд № 9)

Воспитатель: А кто ещё, кроме птиц живёт в лесу?

Дети: Животные.

Воспитатель: А какие это животные?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадку, а вы отгадаете, кто это.

- Любит очень есть морковку Грызёт капусточку он ловко, Белый, серый и косой Кто он такой? (Заяц) (слайд № 10)

- Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Щёлкает орехи мелко Ну конечно, это....(Белка) (слайд № 11)

- Хитрая плутовка, Рыжая головка Пышный хвост - краса Кто это? ....(Лиса) (слайд № 12)

-Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?.....(Волк) (слайд № 13)

- С ним тягаться трудно в беге Коли встретить довелось, Знайте дети, это.....(Лось) (слайд № 14)

- Это зверь с двумя клыками С очень мощными ногами И с лепешкой на носу Роет землю он в лесу ....(Кабан) (слайд № 15)

- Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками.......(Ёж) (слайд № 16)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Все эти животные и птицы живут в нашем районе, в нашем лесу.

Воспитатель: Дети, у нас с вами есть дома, где мы живём, но и у животных тоже есть свои домики. А давайте вспомним, кто где живёт.

Игра: «Чей дом?»

(слайд№ 17)

- Где живёт белка? ( в дупле)

-Где живёт лиса? ( в норе)

- Где живёт заяц? (под кустом)

- Где живёт медведь? (в берлоге)

Воспитатель: Молодцы, всех расселили по домикам. Многие звери меняют свои шубки на зиму. Но в нашем лесу звери не все звери успели поменять шубки. Подойдите к столам  с рисунками и скажите, кто же это?

Воспитатель: Мы сейчас откроем ателье для зверей.

(практическая деятельностью)

 

Воспитатель: Сегодня наша группа превратилась в лесное ателье. И будем мы шить шубки не из меха и ткани, а сделаем их с помощью крупы и клея.

- Какого цвета шубка у зайца? (показ образца)

- Из какой крупы нужно сделать шубку зайцу?

- Хорошенько намажьте клеем всю фигуру животного, а затем посыпайте крупой и шубка готова! (показ воспитателя)

Практическая работа: Работа детей: смазывают клеем силуэты животных и посыпают крупой.

ФИЗМИНУТКА «Зайка»

Воспитатель: Нам пора идти дальше

 

Воспитатель: Поднимайте ноги выше, Через кустики и кочки Через ветки и пенёчки!

(Дети двигаются по залу)

 

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое нам встретилось на пути ?

Дети: Река

Воспитатель: Правильно. Это река Терек.

 (предложить повторить детям – хором и индивидуально)

(показ слайда река «Терек»  обратить внимание, что лес простилается вдоль  реки, где больше влаги.

 

Река Терек, без сомнения, является самой большой  на территории Кавказа. Сюда люди приезжают ,чтобы насладиться красотой быстрой речки, но и посетить известные места, увидеть местные достопримечательности. Низовья реки богаты разными видами рыбы. Здесь водится форель и лосось, а также сом, судак, усач и сазан. Кстати, поверхность реки замерзает лишь исключительно суровую зиму и даже при этом  лед тонкий и нестойкий.

 

 

Воспитатель: Ребята, нам нужно переправиться на другой берег. А как же нам переправиться на другой берег, если нет мостика?

(ответы детей)

Воспитатель: Можно на лодке, на плоту, по верёвке. Если переправляться на лодке, то из чего её лучше сделать? У нас есть дерево, камни.


ОПЫТ

Воспитатель: Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:

- Дерево: лёгкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче чем вода.

- Камень: тяжёлый, прочный, тонет, потому что, он тяжелее воды.

ВЫВОД: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, лёгкое, не тонет, потому что, легче воды.

(дети садятся на стульчики (лавочки), поставленные в форме лодки)

Воспитатель: А пока мы плывём на лодке, посмотрите, какие обитатели живут в реке.

(Слайд №21- рыбы) форель и лосось, а также сом, судак, усач и сазан

Воспитатель: Ну, вот мы и переплыли на другой берег.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

(Показ слайда № 23 ).

(Дети встают со стульчиков и переходят в другую зону)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А где мы с вами побывали?

Дети: В лесу, на реке.

Воспитатель: А кого мы видели с вами?

Дети: Животных, птиц, рыб.

Воспитатель: Вот такая у нас красивая, разнообразная природа. И её нужно беречь. Родной край - самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живём, здесь наши друзья.

"Эту истину знают от роду,

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Родину свою.

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не сможем прожить!"

 

 ирить знания детей о лесе: кто в нём живёт, где живёт, внешний вид; приобщать к истокам  родного края, о жизни казаков. Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему, чувство гордости за своих земляков, обогащать и активизировать словарь. Учить детей отгадывать загадки;Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний, активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы  Активизировать словарь детей словами: дикие животные, река Терек, берлога, дупло, нора;Знакомить детей со свойствами дерева и камня, учить делать элементарные выводы;Закрепить правила поведения в природе;Приобщать детей к изготовлению аппликации из крупы, закреплять навыки аккуратного наклеивания;Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и ко всему живому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий