Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: ребенок и охрана природы
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: коллективный
Проблема: загрязнение
природы бытовыми отходами
Гипотеза: что будет с окружающей средой, если мусор не перерабатывать для
повторного использования.
1.Актуальность проблемы:
1. Природа – человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и
оздоровительной значимости природы).
2. Человек – природе (где показывается положительная и отрицательная
деятельность человека).
3. Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы).
4. Мы – защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях).
Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит,
как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников
очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на
экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали
задумываться: Откуда берется столько мусора? Как мусор влияет на природу. Куда
отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что- то полезное и красивое?
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную
проблему”, мы разработали проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».
2. Цель проекта:
1.Выяснение причин проявления мусора;
2.Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;
3.Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
4.Проведение акции «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора».
Задачи проекта:
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности
бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у
детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его
последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы
вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Воспитывать активную
гражданскую позицию в защите окружающей среды, расширять знания детей о
взаимозависимости мира природы и деятельности человека, желание общаться с
природой, не загрязняя ее. Стимулировать интерес к исследовательской
деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее,
совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать
выводы
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
1.
Сбор и анализ литературных источников по теме.
2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
3. Анкета «Мусор в нашей станице».
4. Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?»
II этап - организационный
1.Провести беседы, занятия, игры, по изучению свойств и качеств материалов:
стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором
возле своего дома, на своей улице, в детском саду.
3. Провести эксперимент «Что земля «кушает», а от чего она болеет»
III этап – практическая деятельность
1.Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е.
Смирнова «Давайте землю украшать».
2. Просмотр слайд- шоу «Мусор – загрязняет нашу природу»
3. Просмотр
мультфильма из серии «Смешарики» -«Про корову, которая из-за отравления
воздуха и воды вместо молока давала бензин», « Жизнь мусора», « Приключение
кота Леопольда и его друзей во дворе».
4.Беседа «Мусор под ногами опасен».
Цель: Дать понятия о вреде мусора для природы и человека.
5.Дидактическая игра «Сортируем мусор»
Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране
природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их
переработке.
6. С/Р
игра «В магазин за покупками»
Цель: Научить выбирать товары в упаковках многоразового использования
7.Тематические
наблюдения.
В течение нескольких дней обращали внимание детей на то, что мы ежедневно
выбрасываем мусор. Куда он девается? Что делают с мусором родители? Как
поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях
детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и
урны?
8. Опытно-практическая деятельность.
Цель: помочь детям понять, что нельзя мусорить. Это влияет на природу и
здоровье людей. Научить использовать ненужные предметы. Создавая из них
игрушки, украшения интерьера, игровых площадок. Бумагу и картон можно сдавать в
пункты переработки сырья, где она превращается новые альбомы, упаковочные
ящики, салфетки, обёрточную и туалетную бумагу.
а) Опыты с предметами из разных материалов (Стекло, железо, бумага, резина,
пластмасса).
Цель: опытным путем установить форму, цвет, свойства, способы их
использования.
б Опыт «Изготовление новой бумаги».
Цель: Показать, что даже в домашних условиях кусочки бумаги можно повторно
использовать.
в) Опыт
« Откуда берётся и куда девается мусор», дети выяснили, откуда берется
мусор и куда девается. Дети выбросили мусор дома, в детском саду в пакет. Затем
отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и
увозит на специальную свалку. Дети узнали, что рядом со специальными свалками
люди не живут, т. к. там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все
это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя
выкидывать мусор где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах,
полях.
г) Опыт «Что земля «кушает», а от чего она болеет» воспитанники
решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда. Мы закопали на территории д/с бытовой мусор
некоторых видов (бумагу, пластиковый стакан, металлическую банку, стекло,
кусочки дерева, листья) и поставили таблички. Откопав мусор, дошкольники
выяснили-пищевые отходы и листья, кусочки дерева исчезли, а пластиковый стакан,
металлическая банка, стекло, бумага остались в земле в том же состоянии. В
результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе
пищевой мусор можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в
специальный контейнер.
д) Опыт «Как уменьшить количество мусора?».
В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» воспитанники узнали, что некоторые
отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор
дома и отвезти его в специальные пункты.
1.Первым вариантом решения проблемы была сортировка мусора. Дети с помощью
взрослых сортировали мусор для его последующей переработки и находили возможные
варианты переработки мусора с учетом наименьшего вреда для природы и человека
2. Вторым вариантом решения проблемы взрослыми было предложено экономное
использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух
сторонах листа, на второй стороне исписанного листа.
3.Следующий вариант решения проблемы «Покупай с умом» Это значит,
что, идя в магазин, можно брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты
длительного хранения без лишней упаковки. Наглядным подтверждением правильности
такого подхода планирую провести сюжетно- ролевую игру «За продуктами в
магазин?».
5.И
наконец, самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как
правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ
от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на
выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера: панно из
сухоцветов (на коробках из-под конфет), бумажные корзины, подарочные коробки,
атрибуты для с/ролевых игр, оформление интерьера игровых площадок для прогулок,
материал для проведения экспериментов и опытов в уголке природы.
9.Анкетирование
родителей..
10.Экологические акция «Подарим природе чистоту!»
11. Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей»
ВЫВОД:
1.Чтение художественной литературы, стихотворений наизусть, дидактические,
сюжетно-ролевые, игры, экскурсии в парк, помогли дошкольникам осознать
серьезность проблемы мусора
2.В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу,
что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно
собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать
в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
3.Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей,
дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора,
экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и
защищать ее.
Литература:
1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.
– Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология
экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №
3.- С. 23-27.
4 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников.
– М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
6.Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания
дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
Комментариев нет:
Отправить комментарий